Считается, что у Узбекистан едут тогда, когда больше не греет изнурительная погоня за «красивой жизнью». Когда становится неинтересно позировать для селфи с бокалом просекко на открытой террасе средиземноморского кафе, приедаются идеальные пейзажи тропических островов и альпийских склонов. Когда устаешь от витрин некогда любимых, а ныне запретных брендов и жалеешь времени даже на СПА.
Вдруг с удивлением понимаешь, как долго путешествия строились на чередовании привычных удовольствий — от высокого сервиса, еды, погоды и видов. И если вдруг на первый план выходит острое желание оказаться в совершенно непривычных обстоятельствах, почувствовать себя по-особенному живым благодаря небывалой непохожести окружающего на всё уже известное, то самое время присмотреться к такому направлению, как Узбекистан. Он подарит вам совершенно другое восприятие путешествий.
Мечеть — Медресе — Краван Сарай — Чайхона — Хаммам
Любой туристический маршрут по Узбекистану строится вокруг древних восточных городов — Самарканда с его Регестаном и мечетью Биби Ханум, Бухарой с ее крепостью Арк (местным «Кремлем»), Хивой с ее средневековой цитаделью Ичан Кала.
Все эти жемчужины восстановлены с любовью и размахом, и немалая их часть охраняется Юнеско. А это значит, что вблизи не возводится ничего современного. Поэтому главное удовольствие от прогулок между грандиозных крепостных стен или отдыха под сводами мечетей — это представлять себя прилежной ученицей медресе или любимой женой хана... воображая, как текла здесь жизнь в незапамятные времена.
Многие древние монументы служат сегодня одновременно и музеями, и бутиками, где продаются восточные сувениры, сухофрукты, наряды и ювелирные изделия. В бывших караван-сараях размещены интереснейшие экспозиции. В хаммамах, как и в старину, вас намылят и омоют теплой водой прямо на изразцовых плитах. А в чайхане предложат выпить чаю, перекусить пловом, полежать под тенью чинары.
Сюрпризы Бухары
Настоящим подарком для нашей компании стал знаменитый фольклорный фестиваль, во время которого мы приняли участие в Слете Золотошвеев и Ювелиров со всего мира. Мастера из Ирана и Башкортостана, Киргизии и Италии, Шри-Ланки, Новой Зеландии и России приехали в Бухару, чтобы не просто лично представить, но и выгодно продать свои изделия.
Затерявшись среди знатоков и зевак, мы тоже покорились редкой возможности увидеть за один раз несметное количество украшений из золота, серебра и самоцветов!
Целых два дня вокруг нас бурлили народные шествия, песни и танцы. Мы блуждали по пестрым рядам ремесленников, общаясь, фотографируясь, меряя шелковые платья, покупая скатерти, тюбетейки, этнические драгоценности и специи. Здорово, что такой необычный досуг можно устроить себе в Узбекистане не только в дни фестиваля, а практически в любое время: у местных торговцев всем-на-свете отбоя от желающих нет никогда!
Вера — для души. Жизнь — для общества
Узбеки искренне поклоняются родителям, «носят на руках» своих стариков, считая огромным благом возможность жить с ними под одной крышей даже после создания собственной семьи. Молодые заводят 4-6 детей и воспитывают их под заботливым присмотром не только родных бабушки и дедушки, но и «махалли» — сообщества аксакалов и мудрых тетушек, которые вершат судьбы общины как в кишлаках, так и в городских кварталах.
Махалля помогает человеку не сбиться с жизненного пути, найти работу и достойного супруга, воспитать детей здоровыми, порядочными и счастливыми. Махалля решает, может ли мужчина взять в дом вторую или третью жену, не окажутся ли ущемленными интересы старшей супруги и ее детей.
Сегодня Узбекистан — это светское государство. Несмотря на то, что 60% молодого населения исповедует ислам, правительство и имамы делают все возможное, чтобы удержать страну от проявлений мусульманского радикализма. В стране бережно охраняется все, что определяет национальную идентичность народа. Местные мужчины признаются, что, когда несколько лет назад возникла новая мода — девушки и женщины в стране перестали одеваться как узбечки, а начали подражать мусульманкам из Эмиратов, Катара и Турции — это вызвало повсеместное сожаление и досаду.
3 главных персонажа истории Узбекистана
Узбеки благоговейно относятся к своей древней истории, главный герой которой — Амир Тимур (Тамерлан) — правитель и завоеватель, центральная фигура в истории Средней Азии. «Сильнее всего потрясший воображение современников», «оставивший тяжелую память в веках», Амир Тимур был уверен, что его правление принесет в мир благоденствие и порядок. С 1371 по 1405 год этот неустрашимый полководец покорил всю Среднюю Азию, Закавказье, Иран, Ирак, Афганистан, Северную Индию, часть Малой Азии. При нем в Империи действительно процветали архитектура, градостроительство, науки. А в 90-е годы XIV века Тамерлан нанес сокрушительные удары по Золотой Орде, что помогло ускорить освобождение русских земель от монголо-татарского ига.
Второй значимой фигурой в узбекской истории является последний Эмир Бухары — Алим-хан, друг российского императора Николая II. Его успешное правление окружено целым сонмом романтических историй. Эмир имел 40 жен (все они, кстати, ткали ковры, это был первый «самоокупаемый» гарем на Востоке), и прекрасную возлюбленную, балерину-француженку, чувства к которой он пронес через всю жизнь. После революции 1917 года Алим-хан бежал в соседний Афганистан, потеряв большую часть своего окружения и богатства. Оттуда до конца своих дней он финансово и идеологически поддерживал басмачей, сопротивлявшихся Советской власти в Туркестане.
Третьим важнейшим персонажем, без упоминания о котором не обходится ни одна экскурсия, является Ислам Каримов — первый президент независимого Узбекистана (1991-2016). К его бесспорным заслугам относится недопущение региональных и межэтнических конфликтов после распада СССР, ликвидация наркотиков, криминала, открытие границ, рост экономики и социальной сферы.
Несмотря на то, что при Каримове значительная часть русского населения была вынуждена покинуть Узбекистан, именно в годы его правления в стране началось возрождение национальной гордости и культурного наследия — исконных ремесел, искусств, мусульманских монументов, а также мелкого бизнеса, сельского хозяйства и образования.
Ехали... «на гида»!
Отправляясь в Узбекистан, мы стремились восполнить свои пробелы в знаниях об исламе, традициях Востока, азиатском укладе жизни. Тема эта непроста для восприятия людей с западным менталитетом, образованных и воспитанных на европейской истории и культуре. Поэтому та интеллектуальная и коммуникативная нагрузка, которая легла на плечи нашего замечательного гида Феруза, была небывалой!
Во время экскурсий, прогулок, застолий и длительных переездов, например, по пустыне Кызыл-Кум, мы засыпали его самыми разными вопросами — о количестве урожаев клубники и помидоров в году, об отличии государственных браков от религиозных, о том, сколько часов в неделю изучают русский язык в узбекских школах. И Феруз блестяще справлялся не только с ясным изложением непростых исторических реалий, без знания которых понять Узбекистан невозможно, но и в бесчисленных подробностях рассказывал о жизни современных узбеков — иногда с лукавством, в стиле Ходжи Насреддина, иногда печально и проникновенно, а порой и откровенно пускаясь в пляс, или отправляясь рвать черешню в саду эмира, или увлекая нас витиеватыми историческими анекдотами, в которых правда и вымысел тесно переплетались и прятались друг за друга... Сам он в такие минуты больше всего напоминал не гида, а талантливого стендапера — с подвижным с озорным взглядом, в расшитом узбекском камзоле и тюбетейке, с широкой белозубой улыбкой.
Трудный вопрос
А еще у нас неоднократно возникал вопрос о том, как представители разных поколений в современном Узбекистане относятся к эпохе СССР.
Тема XX века в истории Узбекистана даже для лучших гидов остается трудной для изложения туристам из России. Несмотря на то, что боевые действия Великой Отечественной войны на территории Республики не велись, Узбекистан в полной мере испытал ее лишения. Сюда переехало огромное количество репрессированных и эвакуированных, в том числе, детей-беспризорников, которые узбекскими семьями были приняты и воспитаны, как родные (детских домов в республике нет и по сей день).
Эпитет «Ташкент-город хлебный» возник именно в годы Отечественной войны. Хлеб в заколоченных деревянных ящиках отправлялся из Ташкента в голодающую европейскую часть России, и в буквальном смысле спасал жизни.
Зато после катастрофических разрушений 1966 года, когда землетрясение практически стерло Ташкент с лица земли, инженеры и строители из всех республик Союза приехали в Узбекистан, чтобы в рекордно короткие сроки восстановить его. И по сей день Ташкент остается одним из красивейших и самых зеленых городов Средней Азии.
В послевоенные годы Узбекистан был «назначен» Советским Союзом хлопковой республикой, что означало не только постройку современных оросительных систем, но и вырубку прекрасных фруктовых садов, вытеснение местных кустарных промыслов, использование детского труда на полях в учебные месяцы и ограничение доступа молодежи к высшему образованию.
По словам нынешних пенсионеров, только в 70-е 80-е годы XX века житье в республике стало по-настоящему привольным: в продаже появилось большое количество товаров и продуктов, а в Ташкент и Самарканд стали приезжать туристические группы со всего СССР.
Интересные факты об Узбекистане
- Предки узбеков — кочевые тюрки — стали мусульманами лишь в VIII веке, а до этого исповедовали зароостризм («огнепоколонничество»). В мечеть бедняков заманивали бесплатной едой и освобождением от налогов.
- В XIX веке Узбекистан стал разменной монетой в «большой игре». Англия стремилась перекрыть Северный шелковый путь через Россию, и с этой целью «натравливала» представителей местных ханств на русских купцов, шедших за товаром из Астрахани. В ответ Россия была вынуждена заявить свои права на часть территорий нынешнего Узбекистана и ввести туда войска для обеспечения безопасности торговли. Тогда и было положено начало дружбы между Императором России и Эмиром Бухары.
- Сегодня Узбекистан входит в четверку ведущих добытчиков золота в мире. Основная часть добываемого здесь желтого драгметалла вывозится на самолетах в США.
- Узбекистан стремится стать политическим центром Средней Азии: это самая безопасная страна региона, ее границы открыты, она дает гражданство и возможность работать таджикам, казахам, киргизам. У узбеков высокая рождаемость, население республики растет. Однако, несмотря на рост экономики, рабочих мест на всех все равно не хватает. Трудовая миграция из Узбекистана очень значительна и пока не снижается: целыми самолетами граждане республики отправляются работать не только в Россию, но и в США, где успешно трудятся поварами, дальнобойщиками, строителями.
- Полноценный русский язык звучит в крупных городах повсеместно, молодежь стремится фотографироваться с туристами из нашей страны, а детсадовские группы на прогулке распевают «Вместе весело шагать по просторам!». Можно сказать, что при нынешнем президенте Узбекистана Шавкате Мерзияеве Узбекистан вновь взял политический курс на РФ.
- Узбекистан — это не только солончаки, пустыни и древние города. Переезжая на поезде из Ташкента в Самарканд, мы любовались ухоженными плодородными полями, зеленеющими пастбищами, холмистым ландшафтом, отвесными скалами. Здесь пасутся коровы и овцы, алеют маки, видны белоснежные шапки Памира.
- Лучшие месяцы для посещения Узбекистана — это май (период цветения и первого урожая клубники и помидоров) и октябрь (сезон дынь, хурмы и винограда). В эти месяцы не так знойно, но приятно солнечно и сухо: идеальная погода для познавательных путешествий.
Чего ждать от Узбекистана?
Главное впечатление от страны — это восхищение тем, насколько зрелищны, величественны и многочисленны творения средневековых зодчих... Кажется, что по разнообразию и мощи им нет равных во всем мусульманском мире!
Второе место по силе впечатлений точно займет узбекская кухня! Местные жители без ложной скромности считают ее самой вкусной в мире. Настолько, что плов и шашлык, шурпа и лангман, самса и долма здесь — не атрибуты праздничного стола, а повседневные блюда, которые принято есть по нескольку раз в день. Никаких альтернатив за 10 дней путешествия мы так и не встретили: бургеры, пицца, суши или высокая европейская кухня здесь просто не приживаются. Так что заказывайте в стол как можно больше овощей и зелени (они здесь превосходны!), налегайте на фрукты и заранее смиритесь с тем, что после поездки весы под вами будут показывать на 2-4 кг больше.
Чтобы исключить разные нюансы, связанные с уровнем общественной гигиены и сервиса, мы размещались только в новых отелях бизнес-класса, расположенных на окраинах городов. Этот выбор полностью оправдал себя: размеры и дизайн номеров, качество завтраков и обслуживание здесь были очень достойными, а царящие внутри прохлада, сдержанный лоск и продуманность интерьеров составляли замечательный контраст с пестрым и людным бурлением шумных восточных городов.
Больше всего нам полюбились гостиницы «Minyoun» в кластере Шелковый Путь в Самарканде и отель «Farvon» в Хиве. Наш комфортабельный автобус каждое утро поджидал нас у входа и за 10−15 минут доставлял к месту начала экскурсий, так что никакого дискомфорта от проживания в дали от центра мы не ощущали.
На каждом витке жизни мы выбираем путешествия, которые помогают нам увидеть другие жизненные модели, найти в незнакомых местах ответы на будоражащие вопросы, утолить жажду новых идей и тем. И если это как раз ваш случай — смело планируйте путешествие в Узбекистан!
Только обязательно берите с собой гида с таким же куражом и темпераментом, какими одарен наш Феруз... Иначе большая часть обаяния страны останется для вас, к сожалению, за кадром.
Нам же сказочно повезло: даже при столь длинном, сложном и стремительном маршруте, на котором у нас практически не было свободного времени, мы не утратили остроту восприятия и жадно ловили каждое его слово!